История театра | Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина

История театра

Начало

Биография Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина уходит корнями в далёкие 30-е годы. В 1930-м году, когда только начинало разворачиваться строительство металлургического комбината, из лучших представителей кружков художественной самодеятельности была организована агитбригада. В неё вошли вчерашние рабочие и служащие - бетонщики и землекопы, электромонтёры и арматурщики; литературные композиции для агитбригады, основанные исключительно на местном материале, писали будущие известные драматурги Семён Нариньяни и Исидор Шток. Вот несколько типичных названий того времени: «Генеральный путь», «Паразиты», «За культурный барак». Играли прямо на строительных площадках, в цехах, в общежитиях.

«Театр светит городу с тех пор, когда и города-то еще не было. «Парус над степью» – вот как называли театр в 30-х годах. Говорят, служителей Муз уговаривал поехать в несуществующих город сам нарком Орджоникидзе или его столичные кадры. А поскольку актеры по природе своей «отапливают вселенную», театр и принялся «отапливать» Соцгород. Все поколения магнитогорцев сверяли свои мысли с деятельностью театр: для металлургов и строителей это был «101 цех», для новеньких институтов – «101 аудитория», для музыкантов – практические занятия, для художников – выставочный зал, для школьников – изучение классики, для детворы – сказки, которые всегда с тобой…»

Римма Дышаленкова

ТРАМ. 30-е

В 1931-м году на базе агитбригады решением городского комитета ВЛКСМ был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи - ТРАМ, первый профессиональный театр в городе.

В 1930-1931 гг. заведующим музыкальной частью был знаменитый советский композитор Матвей Блантер.

Московский Академический Малый театр взял творческое шефство над самым молодым театральным коллективом страны, направив в Магнитогорск своих режиссёров В. Н.Бернса и У. П.Велихова. В дальнейшем наш театр во многом обязан и другим режиссёрам Малого театра – Б.И.Никольскому, Ф.А. Бочарову и Л. М. Прозоровскому, который на протяжении ряда лет был художественным руководителем и главным режиссёром театра.

Весной 1933-го года сыграли премьеру первого спектакля – «Улица радости», в сентябре 1933 – второго, «Армия мира».

В 1934-м году за успешное выступление на Всесоюзной театральной олимпиаде в Москве нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе наградил молодой театр премией в 50 тысяч рублей и грузовой машиной.

15 февраля 1937-го года Магнитогорскому театру рабочей молодежи присвоено имя А. С. Пушкина. С 1 сентября 1937-го года ТРАМ становится городским драматическим театром им. А.С.Пушкина.

8 октября 1937-го года состоялось открытие первого сезона Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина спектаклем «Очная ставка» по пьесе Л. Шейнина (режиссер – С. Баранов).

Сезон 1939-40 годов можно по праву назвать звездным. Для работы в нашем театре к открытию сезона приехала группа актеров Московского Малого театра. Всего в коллектив влилось 18 актеров. И именно в 1939-м году в составе труппы появились актеры, судьба которых была надолго связана с театром Пушкина. Среди них – Леонид Георгиевич Самарджиди, народный артист России (механик в газовом, технолог в кузнечном цехах металлургического комбината). Более 60 лет он прослужил на сцене Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина и был кумиром магнитогорской публики. А свою первую главную роль сыграл в спектакле «Ромео и Джульетта».

В том же 1939-м году Магнитогорский театр вызвал на социалистическое соревнование Челябинский областной драматический театр им. Цвилинга.

«Каково! Театр еще не оперившийся, бросает свой вызов театру-мастеру. На это поистине нужна вера в свои силы»

газета «Магнитогорский рабочий»,
20 октября 1939 года

40-е

16 марта 1940-го года состоялась премьера легендарного спектакля «Ромео и Джульетта». Необходимо заметить, что это была первая шекспировская постановка в Челябинской области, которую осуществил не театр столицы Южного Урала, а молодой театр, всего на 4 год своего существования.

21 марта в газете «Магнитогорский рабочий» вышла рецензия на этот спектакль: «…Волнующий образ Джульетты создан актрисой П. Босенко. Трудно сказать, кто из исполнителей роли Ромео (В. Еровиков и В. Фаломеев) играет лучше. Замечателен Меркуцио А. Бунина. Нельзя не отметить Егорову (Кормилица). Запоминаются В. Панаев (Бенволио), Л. Самарджиди (Тибальт)».

С исключительным успехом идет «Ромео и Джульетта», за 12 спектаклей его посмотрели 10 660 зрителей (та же газета от 4 апреля 1940 года).

22 июня 1941 года – война. Утром еще играли «Машеньку», поскольку это было воскресенье, а вечером – «Овода». После утренника состоялся митинг работников театра. А уже 23 июня были сформированы две агитбригады на художественное обслуживание городского населения.

В годы Великой Отечественной войны ряд работников ушли на фронт, но театр не был закрыт. Коллектив театра проводил большую работу в госпиталях и военных частях, выезжал на фронт в составе культбригад по обслуживанию частей действующей армии.

Театр продолжает жить в своем напряженном ритме. И уже 3 февраля 1942 года состоялась премьера спектакля «Безумный день или Женитьба Фигаро».

«Спектакль идет в замедленном темпе и иногда воспринимается как драма, нежели как комедия. Многие сцены скучны. Фигаро не стал душой спектакля. Постановка могла бы стать полноценнее, если бы коллектив более придирчиво отнесся к этой творческой работе».Газета «Магнитогорский рабочий», 6 февраля 1942 года, статья Л. Татьяничевой «Незрелый спектакль»

В том же году 18 февраля, в газете «Магнитогорский рабочий» было опубликовано открытое письмо за подписями главного инженера комбината, секретаря парторганизации доменного цеха, инженера коксового цеха, бригадира доменщиков и директора драматического театра им. Пушкина Б. Чурилина, в котором они обращались с просьбой к начальнику отдела искусств при Челябинском облисполкоме и директору Малого театра, оказать театру практическую помощь и «направить для постоянной работы квалифицированного художественного руководителя, который мог бы поднять театр до уровня поставленных перед ним задач». В письме было сказано: «Как уже не раз отмечалось в прессе и на зрительских конференциях, театр не полностью использует свои возможности, но это в известной степени объясняется тем, что он лишен квалифицированного художественного руководства».

Коллектив Малого театра, обсудив это письмо, взял на себя ряд обязательств по оказанию творческой помощи. «Силами своих лучших мастеров проводить творческие беседы с работниками Магнитогорского театра. Периодически посылать бригады из своих лучших мастеров для рецензирования премьер. И командировать на один год художественным руководителем Магнитогорского театра одного из старейших режиссеров Малого театра Л. Прозоровского».

В том же году. Челябинск решил вопрос о размещении театров центра России у себя в области. Московский Малый театр был принят самим Челябинском. А в Магнитогорск на целых 7 месяцев приехал Московский Театр Сатиры.

По-братски была разделена сценическая площадка. Лев Георгиевич Самарджиди вспоминал: «Работали четыре дня – мы, три дня – они. Для города и для театра Пушкина такое соседство послужило поводом для интересного творческого соревнования».

В 1945-1946 годах начало нового, девятого сезона работы театра, было омрачено тем, что не вернулись из отпуска штатный режиссер и ведущая актриса театра.

«Приказ от 3 ноября 1945 года. Считать с 1 ноября, сбежавших с работы из театра режиссера Тимохина и актрису Пролыгину на основании закона Союза ССР как самовольно покинувших работу. Дело передать в прокуратору для привлечения Тимохина и Пролыгиной к уголовной ответственности. Директор театра Юревич».

К счастью, это был первый послевоенный год и устрашающих приказов об уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, становилось все меньше. В военное время за опоздание на репетицию свыше, чем на 15 минут, дело передавалось в прокуратору. За опоздание на спектакль на пять минут – то же самое. У обвиняемой стороны – режиссера и актрисы, – оказались оправдательные документы, и увольнение прошло законно.

50-е

В 50-ые годы труппой руководил режиссер П. Харлип, позже его сменил Н. Ладыгин. В те годы в театре работали выпускники Ташкентского театрально-художественного института им. Островского: Л. Броневой, Н. Басин, С. Зима, А. Скарга, ставшие впоследствии известными актерами театра и кино, а также Ф. Изюмов, Б. Зайденберг и другие.

Режиссерами были Д. Козловский, Б. Сапегин, А. Привман.

60-е

Пост главного режиссёра занял А. Резинин.

В 1967-м году театр с левого берега переехал в новое здание, построенное в центре правобережного района, в котором находится и по сей день (проект архитектора Р. Гаспаряна). Тем самым театр не просто поменял свой городской адрес, но и переместился из Азии в Европу, ведь граница между этими континентами проходит по реке Урал. При этом скульптура А.С. Пушкина (автор – М. Меркулов) украшавшая вход в старый театр, так и осталась на прежнем месте.

70-80-е

В 70-е годы театр поставил спектакли, посвященные теме поэта, чьё имя носит театр: «Александр Пушкин» Д. Дэля-Любашевского и впервые в стране «Гибель поэта» В.Соловьёва. Ведущими были заслуженные артисты РСФСР И.Данилин, И.Васильева, В.Морозов, Р.Кузьмина, В. Юферев, Ю. Зеленский. Главный художник – заслуженный художник РСФСР В. Кузьмин, народный артист РСФСР Л. Самарджиди.

В 80-е годы приглашенные режиссёры А. Коробицин, П.Слюсарев поставили несколько удачных спектаклей, но это не смогло вывести театр из тяжелого положения, в котором он оказался.

В это время в театре часто менялись главные режиссеры и творческий состав. Репертуар был случаен, что не позволяло театру иметь свое лицо…

90-е

Решением Челябинского облисполкома № 309 от 17. 07. 90 года и приказом областного управления культуры № 238 от 20. 07. 90 года театр был закрыт.

15 сентября 1990-го года в результате реорганизации театр стал муниципальным и получил название «Новый экспериментальный драматический театр». Основу труппы нового театра составили актеры душанбинского театра-студии «Полуостров», переехавшие в Магнитогорск во главе со своим главным режиссером, заслуженным деятелем искусств Таджикской ССР, известным режиссером театра и кино Валерием Ахадовым. Кроме них в труппу вошла и часть актеров старого магнитогорского театра. На пост директора был приглашен Владимир Досаев.

Приняв драматический театр в непростой ситуации, Владимир Досаев в кратчайший срок завершил переформирование труппы и технических цехов, объединил вокруг себя единомышленников и, оказывая всемерную помощь творческим лидерам, организационно вывел театр в число самых интересных коллективов России. Не случайно театр побывал практически на всех российских фестивалях, в том числе на «Золотой Маске», Чеховском фестивале, «Балтийском доме» и многих других.

90-е годы стали для театра периодом расцвета и признания. Уважительное отношение к классике и современный взгляд на нее – основная позиция режиссера Валерия Ахадова. «Чайка», «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Без вины виноватые» А. Н. Островского стали для театральной жизни города значимыми и интересными событиями.

4 июня 1992-го года состоялась премьера спектакля «Эти свободные бабочки». Режиссер – Андрей Житинкин (Москва), художник – Вячеслав Виданов, в то время главный художник нашего театра. Лирическое музыкальное оформление для спектакля создала композитор Оксана Гудкова. Постановка, ставшая поистине культовой, с огромным успехом шла на сцене Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина на протяжении 25 лет и была снята с репертуара только 24 июня 2017-го года. Не каждой постановке уготована такая счастливая и длинная судьба, проверенная временем и зрительской любовью.

В 1993-м году на сцене Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина впервые в России показала свой моноспектакль на французском языке «Мадам Маргарит» (режиссер – Валерий Ахадов) звезда французского театра и кино Анни Жирардо.

В 1994-м году на встрече с актерами Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина Анни Жирардо сказала: «В вашем театре я вспомнила запахи своей молодости! Только в молодости ты делаешь что-то и не думаешь о том, что произойдет дальше. Ты просто счастлив, ты любишь».

В эти же годы активно развивалось творческое сотрудничество театра со многими театрами региона и России, а также – международное сотрудничество. На Магнитогорской сцене три сезона работала актриса из Франции Анн Сельер. Её «звёздным» часом стали два спектакля, поставленные Валерием Ахадовым: «Варшавская мелодия» Леонида Зорина и «Мементо» Дени Жаке, где Анн играла в паре с молодым французским актером Жаком Винса на французском языке. Картину дополнил авангардный спектакль по пьесе Хайнера Мюллера «Битва», поставленный режиссером Робертом Аджиашвили и хореографом из Нью-Йорка Мартой Мейсон.

Яркой строкой в биографии театра стал кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза». Его президентом была Анни Жирардо, а за организацию кинофестиваля в 1994-м году Валерий Ахадов получил «Золотого овна» как лучший продюсер года.

Коллектив театра вел активную деятельность, принимал участие в фестивалях самого высокого ранга. Призами и дипломами были отмечены спектакли «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Варшавская мелодия», «Козий остров», «Невесты», «Блин-2».

26 марта 1997-го театру вернули его прежнее название «Драматический театр им. А.С.Пушкина».

«Театр без границ»

В 1993-м году Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина подобно штангисту поднял и осуществил фантастический проект: международный фестиваль «Театр без границ». Инициатива принадлежала тогдашнему директору театра Владимиру Досаеву. Один раз в два года фестиваль собирал в Магнитогорске театральные коллективы со всей России, а также принимал гостей из Франции, США, Германии, Швейцарии и других стран. За время своего существования театр провел восемь осенних международных театральных фестиваля «Театр без границ» (1993 г., 1995 г., 1997 г., 1999 г., 2001 г., 2003 г., 2005 г., 2007 г.).

00-е

В 2000-м году спектакль Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина по пьесе Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» (режиссер – Виктор Шрайман) стал номинантом Российской национальной театральной

премии «Золотая Маска». Спектакль также удостоен Гран-при театрального фестиваля «Золотой Конёк» (Тюмень) в номинации «Лучший спектакль года».

4 октября 2002-го года Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина впервые в своей истории представил на суд зрителей настоящий мюзикл. Это был спектакль «Человек из Ламанчи» (режиссер – Борис Цейтлин, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Владимир Галицкий). В проекте принимали участие артисты Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина, музыканты и студенты Магнитогорской государственной консерватории, солисты и хор Магнитогорского театра оперы и балета. Спектакль демонстрировался по бродвейскому принципу: каждый день, пока ходит публика. С начала октября мюзикл выдержал 42 представления, и его посмотрело более 26 тысяч зрителей. Впервые все музыкальные партии в спектакле исполнялись «вживую» под аккомпанемент «живого» оркестра и хора.

С 2003-го по 2007-й год главным режиссёром Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина был Сергей Витауто Пускепалис – известный российский актёр, режиссёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации. За время работы выпустил свой актерский курс на театральном факультете Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки и поставил восемь спектаклей: «Козий остров» (2003); «Такси. Скорость. Две жены…» (2003); «Блин-2» (2004); «Любовь к ближнему» (2006); «Исполнитель желаний» (2006); «Сирена и Виктория» (2007); «Женитьба Фигаро» (2007); «Володя» (2007).

В 2005 и 2006-х годах в стенах драмтеатра прошло два фестиваля современного искусства «Другая реальность».

В 2009-м году драматический театр первым в области сменил свой статус, став автономным учреждением культуры.

«Гроза»

15 апреля 2008 года в Москве состоялась церемония награждения победителей Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреатом премии в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма» стала постановка «Гроза» режиссера Льва Эренбурга (Санкт-Петербург).
О значимости этого события не только для магнитогорского театра, но и для театральной общественности всей Челябинской области говорит тот факт, что «Золотая Маска» всего в третий за свою историю досталась коллективу не из Москвы или Санкт-Петербурга. И впервые ее получил театр, созданный в городе, который не является областным центром.

2007 год

16 февраля состоялась премьера спектакля «Гроза»;

4 июня спектакль получил Гран-при VIII международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург). Кроме того, спектакль «Гроза» был отмечен призом критиков, а актрисы театра специальными призами - Надежда Лаврова за роль Кабанихи – премией СТД, Анна Дашук за исполнение роли Катерины – премией журнала «Театр»;

11 октября в Челябинске на областном театральном фестивале «Сцена-2007» спектакль «Гроза» завоевал Гран-при.

2008 год

– 4 и 5 апреля труппа театра выступила со спектаклем «Гроза» на фестивале «Золотая Маска», и в специальной программе «Russian Case» в Москве. По решению экспертного совета жюри спектакль «Гроза» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма»;

Как писали тогда критики: «Несмотря на многочисленное количество претендентов, Магнитогорский драматический театр победил «вчистую».

– 19 июня спектакль «Гроза» был показан в городе Градец Кралове (Чехия) в рамках международного фестиваля «Театр Европейских регионов»;

– 5 октября спектакль «Гроза» был показан в рамках фестиваля «Пространство режиссуры» (Пермь);

– 8, 9, 11 ноября спектакль «Гроза» был показан в рамках Румынского Национального фестиваля в городах Бухарест и Тимосоара;

– 28 ноября спектакль «Гроза» был показан на Х Фестивале Российского искусства и Кинематографа, организуемый и проводимый Ассоциацией «АСR» при поддержке ЮНЕСКО и Правительства РФ в городе Ницца (Франция).

2009 год

– 9 апреля спектакль «Гроза» был показан в Москве на фестивале «Золотая Маска» в специальной программе «Russian Case»;

– 11 октября спектакль «Гроза» был показан в Таллинне (Эстония) в рамках международного проекта «Фестиваль «Золотая Маска» в странах Балтии»;

– 15 и 16 октября спектакль «Гроза» был сыгран в Польше на театральном фестивале «Диалог – Вроцлав-2009»;

– 20 октября спектакль «Гроза» был показан в Вильнюсе (Литва) в рамках международного проекта «Фестиваль «Золотая Маска» в странах Балтии»;

– 24 октября спектакль «Гроза» был показан в Минске (Беларусь) на международном фестивале театрального искусства «Панорама»;

2010 год

– 3 и 4 августа спектакль «Гроза» был показан в городе Тампере (Финляндия) в рамках 42 европейского театрального фестиваля. Помимо драматического театра им. Пушкина в основной программе фестиваля выступили театры из Финляндии, Ирландии, Эстонии, Франции, Италии и других стран;

– С 14 по 25 октября спектакль «Гроза» выезжал на гастроли в Южную Корею, приняв участие в двух международных фестивалях исполнительских искусств в городах Кванчжу и в Сеуле;

После этих гастролей на адрес театра пришла правительственная телеграмма, подписанная Губернатором Челябинской области, в которой говорилось:

«Искренне рад поздравить труппу Вашего театра с успешным выступлением в Гванчжу и Сеуле. В очередной раз Ваш коллектив продемонстрировал вершины профессионального мастерства. Ваше искусство восхитило корейскую публику и вновь заставило проникнуться уважением к российской культуре. Вдалеке от Южного Урала Вы прославляете нашу малую Родину и Россию».

2011 год

– С 23 января по 4 февраля спектакль «Гроза» принял участие в Международном фестивале «A MIL» в Сантьяго (Чили);

Постановка была показана пять вечеров подряд и получила почетную роль закрыть этот крупнейший театральный форум. Кстати, и в Финляндии, и в Южной Корее, и в Чили наш коллектив являлся единственным представителем России.

– С 7 по 12 июня спектакль «Гроза» был показан в Тель-Авиве (Израиль), в рамках проекта «Зарубежные проекты «Золотой Маски» – «Фестиваль «Золотая Маска» в Израиле»;

– В ноябре в Самаре в рамках программы «Золотая Маска» представляет «Лучшие спектакли в городах России» был с аншлагом показан спектакль «Гроза», который, по мнению прессы и зрителей, стал театральным событием года.

2014 год

– 11 апреля спектакль «Гроза» был показан на сцене Русского театра Эстонии в рамках Международного фестиваля «Радуга в странах Балтии».

Настоящее время

С января 2012-го по 2019 годы главным режиссером Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина являлся Максим Кальсин.

В 2012-м году знаковым для театра стал спектакль «Время женщин», поставленный Алексеем Даниловым по одноименному роману Елены Чижовой. В марте 2014-го года в Москве в рамках проекта «Маска Плюс» на ХХ фестивале «Золотая Маска» спектакль «Время женщин» был

представлен зрителям и критике во внеконкурсной программе. Стоит отметить, что «Время женщин» – это режиссерский дебют главного художника Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина Алексея Вотякова.

С периодичностью раз в два года в театре проходит Театральная Лаборатория. Каждый раз она полностью переформатируется, то есть меняются как средства, так и предмет ее исследования. Первая Лаборатория «4x4» состоялась под эгидой «Театра Наций» (Москва) и была посвящена современной отечественной и зарубежной драматургии. Вторая «Играем прозу» занималась актуальной российской прозой. В ней принял участие известный писатель Захар Прилепин. Третья «Недетский театр» была обращена к подростковой аудитории. Ее результатом явился показ шести спектаклей школьных театральных коллективов, а также впервые в России зрителям был представлен эскиз постановки восьмой части мировой Поттерианы: «Гарри Поттер и проклятое Дитя».

29 октября 2015 года состоялась премьера уникального оперно-драматического спектакля «Амадеус» (режиссер – Анн Сельер, Франция), который был поставлен при поддержке гранта Главы города «Вдохновение». Это совместный проект Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина и Магнитогорского театра оперы и балета. «Амадеус» стал самым масштабным спектаклем театра за все его существование. В течение вечера на сцену выходят более 90 человек. Зрителям представлены реконструкции аутентичных опер, фрагменты инструментальных произведений, а также драматические коллизии судьбы Вольфганга Амадея Моцарта. В постановке на равных присутствуют стразу три вида искусств: драматическое, музыкальное и вокальное. Все они соединены органично и нераздельно. Главной целью проекта является популяризация бессмертной музыки Моцарта среди широких слоев современной зрительской аудитории.

Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина занимает достойное место среди известных российских коллективов, а его труппа признана одной из наиболее интересных в нашей стране. Театр – постоянный участник престижных российских и международных фестивалей, среди которых «Золотая Маска», «Маска Плюс», «Балтийский Дом», «Камерата», «Сцена», «Ирбитские подмостки», «Волжские театральные сезоны», «Ново-Сибирский транзит» и многих других.

Репертуарная политика театра строится на классической, современной зарубежной и новой российской драматургии. В афише театра представлено все разнообразие жанров: комедии, мелодрамы, сказки, социальные драмы и многое другое. Драматический театр им. А. С. Пушкина является инициатором проекта «Театральный город» для малообеспеченных слоев населения.

Во влиятельном журнале «Forbes» был опубликован список 10 самых интересных провинциальных театров страны, которые журнал рекомендовал непременно посетить всем иностранцам, приезжающим в Россию. Среди них – и Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.